1. На основании проведенного теоретического анализа научно-методической литературы пришли к выводу о возможности и целесообразности использования информационных количественных методик объективизации спортивно-технических и эстетических показателей для построения комплексной оценки композиционной последовательности элементов в упражнениях на бревне.
2. Проведенный контент-анализ композиционного построения гимнастических упражнений с точки зрения оценки соотношения между требованиями по трудности включенных в композицию элементов и требованиями их художественного исполнения показал, что эти оценки влияют друг на друга, и вклад художественности, эстетической зрелищности, информационной насыщенности в общую оценку за упражнение составляют 20 – 25 %.
3. С помощью видеоанализа обработаны и классифицированы 80 гимнастических композиций ведущих гимнасток мира (Чемпионат Европы, 1996; Игры XXVI Олимпиады; Звезды мира, 1997; Всемирная Универсиада, 1997; Чемпионат мира, 1997; Чемпионат Европы, 1998; Кубок мира, 1998; Чемпионат мира, 1999; Игры XXVII Олимпиады) олимпийского цикла 1996 – 2000 годов. Проведен анализ использования в упражнениях на бревне элементов из списка, рекомендованного правилами Международной федерации гимнастики, и установлено, что из 358 рекомендованных было выполнено только 88 элементов (приблизительно 24,5%).
4. Разработана методика анализа и синтеза динамических и информационных компонентов построения композиционных последовательностей элементов. Установлена эстетическая мера стилевого исполнения гимнастических упражнений на бревне как объема информации (), которая вносится композиционной последовательностью элементов и их соединений, а также характеризует информационную насыщенность сложности используемых в упражнении элементов, информативность художественного исполнения и динамику композиционного построения упражнения на бревне.
5. Выявлены и исследованы тенденции развития женской спортивной гимнастики различных гимнастических школ. Построена обобщающая характеристика оценивания состояния развития спортивной гимнастики в различных регионах мира, что позволяет на основе предложенной математической модели априорно определять и сравнивать уровни подготовки сборных команд к соревнованиям. По всем проанализированным регионам установлена средняя величина W ср.= 267,24, которая является определенным ориентиром для оценки спада или подъема женской спортивной гимнастики в той или иной стране мира.
6. В технологический процесс подготовки гимнасток высшей квалификации введена новая, теоретически обоснованная, информационная количественная оценка композиционного построения гимнастических упражнений на бревне, учитывающая трудность исполняемых элементов и соединений элементов в целостные фрагменты, а также влияние вариантов их размещения в композиции на художественно-информационную содержательность исполняемых упражнений.
7. Практическая ценность информационной оценки композиционной последовательности элементов в произвольной программе позволяет еще на предстартовом этапе на основе применения теории инциндентности графов и разработанной методики использования количественных оценок сравнивать различные упражнения, выполняемые гимнастками на конкретных снарядах, с возможными вариантами их компоновки, и выбрать оптимальный вариант композиции с наибольшей из возможных оценок.
8. Выявлена структура эстетической оценки качественного исполнения гимнастических упражнений на бревне и показано, что фактор динамичности, отражающий темп исполнения последовательности элементов, быструю смену фрагментов, является определяющим при оценке зрелищности выступления.
9. Выявлено влияние наличия в соревновательной композиции элементов групп трудности «D» и «E» и оригинальных соединений на информативность композиционного построения гимнастического упражнения на бревне. Выявлено, что для получения высокой оценки необходимо включать в композицию не менее 14 – 16 оцениваемых элементов, 3 – 5 эффектных соединений, 5 – 7 элементов групп трудности «D» и «E».
10. Формализация методов построения модели гимнастической композиции на бревне, так же как и отдельных ее фрагментов, позволяет членам сборной команды страны представлять на олимпийских и мировых первенствах наиболее технически совершенные и эстетически зрелищные выступления, так как предложенная оценка в совокупности с использованием мультимедийных технологий предоставляет возможность моделировать варианты композиции.
11. На основе новой количественной оценки гимнастических упражнений на бревне осуществлен рейтинг композиций гимнасток разных стран, предъявленных на Играх XXVII Олимпиады. Лучший результат показала украинская спортсменка =9,34 БИН, худший – российская =7,78 БИН. |